Вячеслав Колесников: «Мы за то, чтобы на государственном уровне было объявлено о раздельном сборе стекла»

Отраслевой журнал стекольной промышленности «Glass Russia» взял интервью у генерального директора АО «Гланит» Вячеслава Колесникова.

На сегодняшний день компания «Гланит» реализует эксперимент по внедрению раздельного сбора отходов стекла. На наши вопросы ответил генеральный директор акционерного общества Вячеслав Колесников.


- Вячеслав Владимирович, вы являетесь одним из ведущих производителей стеклотары в России по объему и по ассортименту продукции. Что представляет из себя компания сейчас, каковы планы?

В своем современном виде компания «Гланит» сформирована в 2021 году, когда в составе одного юридического лица были консолидированы три производственные площадки - это Алексинский стекольный завод в Тульской области, Тверской и Новочеркасский стекольный заводы. На этот момент стекловаренные печи заводов уже выработали от 70 до 90% своего ресурса, поэтому первым шагом стала подготовка к масштабным инвестициям в замену изношенных печей. Был составлен график на пять лет и в 2026 году мы его завершаем. По итогам инвестпрограммы «Гланит» полностью обновит свои производственные активы и обеспечит задел работы на следующее десятилетие. 2025 и 2026 годы в нашем графике - самые напряженные. Из шести стекловаренных печей в 2025 году провели холодный капитальный ремонт на двух печах, а в 2026 году сделаем ремонт трех оставшихся печей, по одной на каждой площадке: Алексин, Тверь, Новочеркасск. С учетом опыта прошлого года есть уверенность в реализации намеченных планов в установленные сроки, ведь все материалы для ремонта уже в наличии. Мы не экономили на качестве огнеупоров, закупили и привезли все в соответствии с проектной документацией. Для финансирования инвестпрограммы мы разместили на московской бирже облигационный заем на 7 миллиардов рублей сроком на пять лет. На площадке Петербургского экономического форума у нас подписаны соглашения с Тверской и Тульской областью о развитии наших площадок в этих регионах. На сегодня «Гланит», я считаю, самый сбалансированный игрок на рынке стеклотары, мы производим всю номенклатуру, от баночки детского питания до тяжелой бутылки для игристого, все цвета, и представлены в основных регионах с большим спросом – ЦФО и ЮФО. Это позволяет диверсифицировать рыночные риски и сглаживать колебания спроса в отдельных сегментах рынка.


- Что вы можете сказать о проблеме расширенной ответственности производителей, которая с прошлого года возложена на производителей упаковочных материалов?

Упаковка, в том числе стекло – специфический товар: для того, чтобы не копить горы мусора, ее необходимо полностью утилизировать, ее оборачиваемость гораздо быстрее, чем товаров длительного пользования - соответственно, затраты на утилизацию в нашей себестоимости тоже выше. На сегодня это ключевой резерв повышения экономической эффективности. Не скажу ничего нового, если подчеркну, что стекло является идеальным решением в упаковке, как с точки зрения гигиены и сохранности продукта, так и в части рециклинга, так как оно может переплавляться бесконечное число раз без потери качества. И доля вторсырья в составе новой бутылки или банки, по сути, зависит только от количества этого вторсырья, которое удалось собрать. А вот с этим все не очень хорошо на сегодня.


- Ваши производственные мощности оснащены современным оборудованием для переработки отходов стекла. Были ли сложности с загрузкой мощностей?

Наш цех подготовки стеклобоя в Новочеркасске работает в полторы-две смены, а мог бы работать круглосуточно и увеличить объемы утилизации в полтора-два раза. Плюс строим цех в Алексине, его тоже надо загружать вторсырьем. Рассчитываем, что проблема поставок будет решаться в ближайшие годы за счет увеличения выборки отходов стекла на мусоросортировочных комплексах в Подмосковье и других регионах. Наша цель – перерабатывать 200 тысяч тонн стеклобоя в год. На сегодня в реестре утилизаторов зарегистрированы мощности по переработке отходов стекла больше двух миллионов тонн, а реально их еще больше, по сути – это вся наша стекольная отрасль, плюс отрасль стройматериалов может что-то потреблять. Объем повторной переработки стекла не превышает 400 тысяч тонн, что меньше десяти процентов от производства. То есть дело не в дефиците мощностей, а в отсутствии системы сбора отходов, отсутствии интереса региональных операторов к этому бизнесу.


- Почему вы приняли решение самостоятельно собирать отходы стекла?

Для стекла оптимальным является раздельный сбор на стадии контейнерной площадки. Если бросать стекло в общий контейнер, большая его часть дробится при перевозке и механической сортировке на мусоросортировочных комплексах и выделить его уже не получится, потому что никто не будет выбирать осколки с движущейся конвейерной ленты с отходами. Мы начали самостоятельно собирать стекло два года назад. Цель нашего пилотного проекта – отработка технологии сбора стекла, подбор оптимальной техники, оптимального цикла ее работы. Мы ставим контейнеры в точках общепита, в коттеджных поселках, начинаем работать с частными управляющими компаниями жилого фонда. На контейнерные площадки многоквартирных домов без разрешения регоператора зайти нельзя, у них нет интереса. Сейчас полсотни точек в месяц собирает 20-25 тонн стекла, это капля в море. Но мы нащупали технологию работы с контейнерами и выбрали оптимальный тип техники, модель готова к тиражированию. Наибольший охват у нас в Твери и западной части Подмосковья.

Мы за то, чтобы на государственном уровне было объявлено о раздельном сборе стекла, чтобы раздельный сбор, которым сейчас занимаются частники и энтузиасты вроде нас, вошел в общую систему сбора коммунальных отходов, получал пропорциональную часть платы за вывоз отходов, которую платят жители домов. Это даст нам возможность вовлечь в переработку большую часть тех 90% отходов стекла, которые сейчас идут на захоронение.
Возврат к списку